«Общая характеристика Национальной системы квалификаций»
https://bc-nark.ru/projects/education/constructor/video/
Законом об образовании установлено обязательное применение
профессиональных стандартов при разработке образовательных программ. С
подбором соответствующих статей можно ознакомиться здесь.
Закон об образовании
(выдержки)
Требования к квалификации, установленные в профессиональных стандартах,
являются ориентиром (сигналом от работодателей) для качественной
подготовки студентов профессиональных образовательных организаций.
Описание профессиональных квалификаций, а также примеры оценочных
средств, одобренных работодателями (советами по профессиональным
квалификациям) и используемых при проведении профессиональных экзаменов,
можно найти в Реестре сведений о проведении независимой оценки
квалификации
(https://nok-nark.ru/). Там же можно
найти и ссылку на соответствующий профессиональный стандарт, размещенный
на сайте Минтруда России.
Описание профессий и требований к образованию также представлены в
«Справочнике профессий».
Профессиональные квалификации
1. Реестр НОК https://nok-nark.ru/
2. Сайт Минтруда России «Профессиональные стандарты»
http://profstandart.rosmintrud.ru
3. «Справочник профессий» содержит описание профессий и требований к
образованию
https://spravochnik.rosmintrud.ru/professions
Основным стратегическим документом НСК является Стратегия развития
национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030
года (далее – Стратегия). Стратегия
одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по
профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. № 51).
В Стратегии определены основные направления развития НСК, задачи,
механизмы реализации задач, планируемые результаты, целевые показатели и
ожидаемые эффекты по результатам реализации Стратегии.
Представителям образовательных организаций следует обратить особое
внимание на направление №4 «Обеспечение своевременного реагирования
системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда», которым
поставлены задачи:
• вовлечение работодателей в управление качеством реализации основных и
дополнительных профессиональных образовательных программ и основных
программ профессионального обучения;
• внедрение процедуры ускоренной актуализации примерных и основных
профессиональных образовательных программ, в том числе по направлениям,
связанным с развитием цифровой экономики, с учетом требований,
предъявляемых работодателями к квалификации выпускников;
• создание условий для подтверждения квалификаций, полученных по итогам
реализации профессиональных образовательных программ (или их модулей) и
основных программ профессионального обучения, в том числе с
использованием инструментов независимой оценки квалификации (далее –
НОК).
Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской
Федерации на период до 2030 года
8 июля 2022 года Председатель Национального совета А.Н. Шохин утвердил
Приоритетные направления развития системы независимой оценки
квалификации на период до 2024 года. Приоритетные направления были
разработаны в соответствии со Стратегией развития Национальной системы
квалификаций до 2030 года и ориентированы на решение следующих задач:
1. повышение востребованности инструментов и механизмов НОК,
2. повышение качества услуг проведения НОК,
3. развитие финансовой модели НОК,
4. обеспечение организационных предпосылок расширения масштабов НОК.
Определены следующие направления повышения востребованности инструментов
НОК:
• подтверждение профессиональных квалификаций выпускников высшего и
среднего профессионального образования посредством гармонизации процедур
государственной итоговой аттестации и НОК;
• допуск к профессиональной деятельности, связанной с повышенными
рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба
имуществу и окружающей среде;
• подтверждение результатов самообразования;
• оценка квалификации персонала на предприятиях и в организациях;
• оценка квалификации привлекаемых иностранных трудовых мигрантов.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ